Отправьте нам свой пресс-релиз или заявку на мероприятие

Если вы хотите заказать проведение семинара, мастер класса, конференции, заполните заявку и мы сразу с вами свяжемся, что бы обсудить детали. Мы опубликуем ваш пресс-релиз если он будет интересен нашей аудитории.
  • Только для связи

Я оптимист пока еще — Асель Караулова

Асель Караулова, президент Казахстанского пресс-клуба, управляющий партнер агентства
PG Communications, о возможном будущем PR-индустрии.

Асель Караулова

Предсказывать будущее — неблагодарная работа. Тем не менее мы можем говорить о трех гипотетических сценариях, как в любом планировании. Оптимистичный, пессимистичный и более или менее реалистичный.

Начнем с негативного. Экономика стагнирует, фондовый рынок не развивается, компании не инвестируют в свой главный нематериальный актив — репутацию, не выходят на IPO, не улучшают корпоративное управление. Медиарынок полностью заказной. Ни одно СМИ не является источником объективной, достоверной, сбалансированной информации. Абсолютно все размещается за деньги, включая долю госзаказа. Поскольку экономика в сложном состоянии, деньги из госказны преимущественно идут на официальные идеологические рупоры власти, которые ни читать, ни смотреть не представляется возможным из-за низкого качества контента. Внешние аудитории берут информацию о стране из российских источников с высоким уровнем доверия, к примеру, из «Ведомостей». Мы полностью становимся информационной колонией. Профессиональные пиарщикитогда точно не нужны, надо будет сменить их должность на «размещальщик» или «медиабайер». Все остальные функции отпадают. То же самое на поприще политического PR — поскольку нет никакой политической конкуренции, то функция PR сама собой пропадает. Кстати, хочу отметить, что коммуникационные рынки многих стран, к примеру Украины, развились именно благодаря политическим технологиям и конкуренции на политическом олимпе.

Оптимистичный — фондовый рынок растет, экономика сбалансирована, топ-менеджмент понимает значимость репутации, компании привлекают деньги через IPO и другие инструменты. Транспарентность, корпоративное управление, грамотные топ-менеджеры, профессионально работающие с журналистами и инвесторами, — все это не абстрактные понятия, а реалии нашей жизни. Спрос на профессионалов растет, на рынке появляется профессиональная квалификация, PR-специалисты работают на уровне управленцев в компаниях, участвуют в советах директоров.

PR как отрасль прозрачен, никаких серых и черных схем по отмыванию денег. Конторы под «агашек» и «татешек» исчезают, на прозрачные тендеры выходят только профи, и в битве побеждает сильнейший, а не самый дешевый или «разводной». Развиваются IR и финансовые коммуникации. Ни одно бизнес-решение не принимается без PR-консультанта.

Медиарынок конкурентен. У нас появляются свои издания уровня Financial Times, New York Times или хотя бы «Ведомостей» и «Коммерсанта». Все оплаченные материалы без исключе-ния помечаются «на правах рекламы»,
платные ТВ-сюжеты тоже выходят только в специальной рубрике, а не в конце новостного выпуска в общей ленте новостей. Рейтинги СМИ растут, потребитель доверяет им, СМИ работают как бизнес, со всеми полноценными бизнес-процессами. Государство инвестирует деньги в инфраструктуру СМИ, детские программы, профессиональное обучение журналистов. Казахстанские СМИ побеждают в рейтингах российские и иностранные.

Антикризисный PR становится нормой в бизнес-процессах казахстанских компаний. Digital PR становится ключевым направлением для компаний B2C. Развивается отраслевая журналистика, аналитика, в том числе инвестиционная. В стране растет политическая конкуренция, что дает толчок развитию политического PR и консультантов в этом направлении. Все ветви власти, включая депутатский корпус, прекрасно понимают, что PR — это не размещение платных статей в зарубежных и местных СМИ, а комплексная функция управления репутацией, формирование интересного, востребованного контента. Западные телеканалы приезжают не за деньги, а потому, что мы интересны им как страна, транспарентны и готовы предоставить эксклюзивную интересную информацию, а также ярких грамотных спикеров. PR-отрасль приносит существенные доходы экономике, как в развитых странах. К примеру, по прогнозам американских экспертов, PR-индустрия в США заработает 13,4 миллиарда долларов к 2017 году.

Но… в случае оптимистичного сценария минимум 25-30% действующих PR-специалистов надо будет уволить в связи с профессиональной непригодностью, поскольку они умеют только размещать платные статьи. Что-то я размечталась…

Ну, и реалистичный сценарий посередине. Развитие, но медленное. Стагнация, но не постоянная. По принципу
«вода камень точит» PR-индустрия все равно растет и развивается, и профессиональное сообщество в лице НАСО и Клуба PR-шы прикладывает к этому максимум возможных усилий. В Казахстане PR-индустрии уже почти 20 лет, все эти годы она неустойчива, развивается, испытывая взлеты и падения. Но она есть, и государству и бизнесу пора осознать потенциал этой отрасли и важность грамотного управления репутацией. Я оптимист пока еще…

РБК

Похожие публикации