Отправьте нам свой пресс-релиз или заявку на мероприятие

Если вы хотите заказать проведение семинара, мастер класса, конференции, заполните заявку и мы сразу с вами свяжемся, что бы обсудить детали. Мы опубликуем ваш пресс-релиз если он будет интересен нашей аудитории.
  • Только для связи

Доступность бюджетной информации на интернет-ресурсах центральных и местных госорганов

Состоялась пресс-конференция по вопросам открытости и доступности бюджетной информации на интернет-ресурсах государственных органов, организованная ОО «Центр поддержки правовых и экономических реформ» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.

Бюджетный кодекс декларирует «принцип транспарентности», как обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, а принятый в 2015 году Закон «О доступе к информации» обязывает государственные органы размещать на интернет-ресурсах информацию в сфере бюджетных средств, включая проекты бюджетов и отчетность, но открытость и доступность бюджетной информации на интернет ресурсах центральных и местных государственных органов все еще находится на низком уровне.

«Исследование официальных сайтов местных исполнительных органов 16 регионов (14 областей, городов Алматы и Астана) показывают, что открытость и доступность бюджетных документов находится на минимальном уровне, – рассказала Асель Крыкбаева, директор «Центр Поддержки Правовых и Экономических Реформ». – Как исполнительные органы, не все акиматы размещают годовые отчеты об исполнении бюджета региона. До 20 апреля акиматы должны были предоставить свои годовые отчеты за 2016 год в ревизионную комиссию и до 1 мая в маслихат на обсуждение и утверждение, но в настоящее время проект годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год размещен только на сайте акимата Восточно-Казахстанской области и 69% (11 из 16) акиматов не опубликовало даже отчеты за 2015 год. Утвержденные бюджеты на 2017-2019 годы размещены только на сайтах акимата Атырауской и Карагандинской областей, т.е. на 2 из 16 регионов, что составляет 12,5%. Сайты акиматов Алматы и Астаны содержат очень низкий объем бюджетной информации, отсутствуют актуальные утвержденные бюджеты и отчеты об исполнении бюджета».

«Результаты мониторинга сайтов центральных государственных органов показывают, что на 3 сайтах министерств из 17 отсутствует бюджетная информация, т.е. 18% сайтов не содержат никакой бюджетной информации, – говорит Светлана Ушакова, директор ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития». – Остальные сайты министерств, не смотря на наличие некоторой бюджетной информации, размещают информацию в не полном объеме, только 47% министерств опубликовали бюджет своего ведомства на 2017-2019гг. и 76% сайтов годовой отчет об исполнении бюджета за 2016 год. Проведенный мониторинг показал, что большинство сайтов государственных органов содержит ту или иную бюджетную информацию (82% сайтов), однако информация неполная, отсутствует системность публикаций, а также понимание государственными органами целей публикаций подобной информации. Затрудняет поиск и восприятие информации и то, что каждый госорган публикует бюджетную информацию в разных видах, формах и содержании, отсутствует единый стандарт предоставления подобной информации, либо госорганы его не используют».

Правительство Казахстана заявляет о своей заинтересованности по вступлению в ОЭСР, стандарты которой признаются целевыми индикаторами для вхождения Казахстана в число 30 самых развитых государств. Согласно рекомендациям ОЭСР в сфере бюджетного управления, одним из принципов указано, что «бюджетные документы и показатели должны быть открытыми, прозрачными и доступными». Все бюджетные отчеты должны публиковаться полностью, своевременно и регулярно, а также таким образом, чтобы они были доступны гражданам.  В современном контексте доступность требует, чтобы бюджетные документы были доступны в режиме он-лайн, и чтобы все бюджетные данные представлялись в форматах открытых данных, которые смогут с легкостью загрузить, проанализировать, использовать и заново представить граждане, организации гражданского общества и другие заинтересованные лица.

«Публикация гражданского бюджета – нетехнической доступной для понимания граждан версии государственного бюджета, является не только рекомендацией МВФ, но и подтверждением неподдельного намерения госорганов обеспечивать гражданам действительный доступ к бюджетной информации, – сказала Шолпан Айтенова, директор  ОФ «Zertteu Research Institute». – К сожалению, в вопросе публикации гражданского бюджета произошел существенный откат назад. В Казахстане государственные органы публикуют гражданский бюджет с 2011 года. На 2017 год по результатам  мониторинга сайтов центральных государственных органов только 52% министерств публикует информацию в разделе «Гражданский бюджет», при этом 94% опубликованных гражданских бюджетов не соответствует требованиям. Это связано с отсутствием определения «Гражданский бюджет» в национальном законодательстве и четких критериев по его составлению. Министерство финансов – единственный государственный орган, публикующий гражданский бюджет согласно всем требованиям и критериям. Необходимо закрепить законодательно в Бюджетном Кодексе определение Гражданского бюджета и критерии его составления».