ПРОТИВОРЕЧИТ КОНСТИТУЦИИ КАЗАХСТАНА
По сообщениям средств массовой информации недавно премьер-министр Республики Казахстан Алихан Смаилов в ответ на запрос депутатов мажилиса парламента от партии «Ак жол» о раскрытии контрактов с иностранными инвесторами по месторождениям Кашаган, Карачаганак и Дунга, ответил отказом в связи с тем, что «соглашения о разделе продукции были заключены до введения в действие Кодекса «О недрах и недропользовании». В рамках условий положений СРП по Северо-Каспийскому, Карачаганакскому проектам и проекту Дунга, Правительством были даны гарантии иностранным инвесторам в части соблюдения конфиденциальности информации, относящейся к СРП. Раскрытие конфиденциальной информации не может быть осуществлено одной стороной без письменного согласия другой».
Исследования показывают, что нефтегазовые контракты почти никогда не содержат конфиденциальную коммерческую информацию. Более того, нет единого мнения о том, что считать конфиденциальной коммерческой информацией. Например, такие компании, как Rio Tinto и Total, уже согласились и заняли позицию, согласно которой при принятии правительствами стран решения о публикации контрактов ими обеспечивается устранение юридических и коммерческих препятствий.
На референдуме в июне 2022 года казахстанцы поддержали изменения в пункт 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан, которые провозгласили народ собственником недр, включающих в себя нефть и газ. Считаем, что граждане нашей страны, как собственники нефти и газа, имеют право знать содержание контрактов о недропользовании и какие доходы получает не только страна, но и сами добывающие компании. Президент Токаев в своем недавнем Послании народу Казахстана объявил о распределении 50% инвестиционных доходов Национального Фонда детям Казахстана. Как известно, Фонд формируется в основном за счет нефтяных доходов, а значит их размер должен быть прозрачным. Право народа на прозрачность нефтяных доходов не может быть менее важным, чем право нечистоплотных инвесторов скрывать несправедливые сделки.
Прозрачность нефтегазовых контрактов обеспечивает ясность правил, налогообложения и условий, регулирующих проекты добычи, тем самым способствует сдерживанию коррупции и предоставляет гражданам возможность оценивать справедливость сделок в области добычи ресурсов.
Опубликование контрактов обеспечит ясность в отношении объема потоков ожидаемых доходов центрального правительства и органов власти на субнациональном уровне. Эта информация может иметь решающее значение в условиях, где на уровень доходов сильно влияют волатильность рынка и формирующаяся политика энергетического перехода. Положительным примером международного опыта публикации контрактов на недропользование является сайт Института управления полезных ископаемых https://resourcecontracts.org/ где содержатся почти 3000 контрактов из 99 стран мира.
Напомним, что Казахстан c 2007 года является страной-участницей Инициативы Прозрачности Добывающих Отраслей (ИПДО). ИПДО внедряется в более чем 50 странах мира и несет в себе большой потенциал для более эффективного управления природными ресурсами и проведения системных реформ по преодолению т.н. ресурсного проклятия.
В настоящее время Казахстан не исполняет своих обязательств по ИПДО в полной мере и именно это, как и возможное сокрытие потенциально несправедливых и коррумпированных сделок, негативно сказывается на международном имидже страны, инвестиционной привлекательности добывающей отрасли и процветании казахстанской экономики. О коррумпированности некоторых крупных казахстанских нефтегазовых сделок в форме СРП уже известны документы в американской судебной системе. Международная практика судебных скандалов показывает, что контракты с транснациональными корпорациями в развивающихся странах часто имеют коррупционный и неоколониальный характер. Именно в таких соглашениях о разделе продукции скорее всего содержится ДНК казахстанской коррупции.
Когда страны-участницы ИПДО принимают обязательство обеспечить прозрачность контрактов, они выражают готовность публиковать в открытом доступе полный текст любого контракта, лицензии, концессионного договора или другого соглашения, регулирующего разработку нефтегазовых и минеральных ресурсов.
Мы, как представители гражданского общества, выражаем обеспокоенность в связи со сложившейся отсталой практикой сокрытия Правительством деталей нефтегазовых сделок. Считаем, что в Казахстане принцип прозрачности и подотчетности перед народом как бизнеса, так и государственных органов, должен быть одним из основополагающих.
В связи с вышесказанным, Фонд «Транспаренси Интернэшнл – Казахстан» призывает Правительство Казахстана и нефтяные компании, которые работают в Казахстане:
- исполнить обязательства по Конституции Республики Казахстан и соответствию международным требованиям Стандарта ИПДО и опубликовать в течение одного месяца на интернет-сайте Министерства энергетики в открытом доступе полный текст всех казахстанских контрактов на недропользование с приложениями и, прежде всего, Соглашений о разделе продукции в отношении месторождений Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Дунга и Жемчужины.