Казахстанской Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров) (КазАПО)
г. Алматы
27.06.2022
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
От имени членов КазАПО (Казахстанской Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров)) обращаемся к вам как к гаранту конституционных прав казахстанцев.
Сегодня, когда государство, общество и бизнес строит Жаңа Қазақстан следуя провозглашенной Вами концепции Слышащего государства мы вынуждены прибегнуть к формату открытого письма, так как серьезность проблем и сложившаяся ситуация в железнодорожной отрасли, требует привлечения внимания широкой общественности, средств массовой информации и государственных органов на самом высоком уровне.
Ранее Вами неоднократно, четко и однозначно поручалось демонополизировать экономику страны, создать здоровую конкурентную среду, обеспечить потоки инвестиций в Казахстан, а в случае с железной дорогой – повысить транзитный потенциал республики.
Но увы, в отрасли, которая сегодня является одним из главных доноров государственного бюджета, наблюдается обратная ситуация.
Так, АО «НК «Қазақстан темір жолы», занимая монопольное положение на рынке, по нашему мнению, ведет целенаправленную политику по выдавливанию и ликвидации частных предпринимателей в этой сфере.
В настоящее время настроение и положение компаний-участников железнодорожного рынка близки к отчаянию и разочарованию. В течение последних двух с половиной лет наша сфера пережила целую череду сильнейших стрессов, главные из которых — затяжная пандемия коронавируса и сложная геополитическая ситуация. В дополнение к этому, в начале июня текущего года участники рынка получили новый шок: национальный перевозчик – АО «НК КТЖ» – оповестил телеграфным сообщением, что с 1 июня 2022 года дочернему предприятию КТЖ, оператору контейнерных поездов, АО «KTZ-Express» делегируются функции планирования и согласования всех транзитных контейнерных поездов.
Согласно законодательству, в области железнодорожного транспорта АО «KTZ-Express» является Экспедитором, а функции планирования и согласования перевозок в национальном и межгосударственном сообщениях входят в компетенцию Перевозчика.
Таким образом, Экспедитор, которым является АО «KTZ- Express», осуществляет функции Перевозчика, не имея на это законодательно закрепленных юридических оснований. Решение, принятое КТЖ, нарушает сразу несколько законов и нормативно-правовых актов РК: Закон «О железнодорожном транспорте», согласно которому какие-либо ограничения в перевозках может вводить только уполномоченный орган на железнодорожном транспорте; Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом; Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении и многие другие профильные документы.
В связи с этой ситуацией нами были направлены обращения во все уполномоченные организации и ведомства – Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, Агентство по защите и развитию конкуренции РК, Транспортную прокуратуру РК.
Кроме прямого воздействия такого решения на отечественный бизнес в лице частных предприятий, в виде сокращения рабочих мест, уменьшения налоговой базы внутри страны, на международном уровне подобные действия ведут к большим репутационным потерям для республики, дискредитации Казахстана как государства с благоприятным инвестиционным климатом. Именно на нашу страну на фоне текущих геополитических процессов со стороны международного сообщества возлагаются сегодня большие надежды и появляются очень серьезные обязательства по транзитным перевозкам перед международными партнерами.
В условиях, когда изношенность локомотивного парка АО «НК КТЖ» составляет порядка 70%, а парк вагонов устарел и морально и физически, при том, что нагрузка на железную дорогу сегодня выросла в разы, основными инвесторами на этом рынке являются именно частные игроки, привлекающие средства на развитие отрасли, инвестируя в строительство инфраструктуры и обновление парков.
Если ситуация в ближайшие сроки не изменится, неминуемо сокращение объемов транзитных перевозок в контейнерных поездах в направлении в/из Китайской Народной Республики. Сейчас мы наблюдаем ряд нарушений со стороны национального перевозчика, следствием которых стали брошенные поезда в направлении КНР, несвоевременное согласование планов, предоставление так называемых «скрытых скидок» дочерним компаниям АО «НК КТЖ» и доступа последних к организации контейнерных поездов – все это в конечном итоге приведет к выдавливанию из отрасли частного сегмента и установлению полной монополии национального перевозчика.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Недавно прошедший в нашей стране референдум убедительно продемонстрировал, что народ Казахстана поддерживает процессы обновления общества, в котором не должно быть места таким нездоровым явлениям как коррупция и лоббирование в интересах узкой группы лиц и компаний.
В своем интервью американскому изданию The National Interest, говоря о взятом в Казахстане векторе на демонополизацию, Вы подчеркнули: «Система должна работать во благо наших граждан, а не только для избранных».
Мы очень надеемся, что государство в Вашем лице услышит нас, предпринимателей и заставит АО «НК КТЖ» строго соблюдать законы Республики Казахстан.
Со своей стороны мы полностью открыты к конструктивному диалогу в любом удобном формате и надеемся, что данная ситуация получит разрешение в интересах всех заинтересованных сторон.
С уважением,
Салтанат Адамбаева,
Генеральный директор
Казахстанская Ассоциация перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров) КазАПО