Спикеры пресс-конференции:
Катира Балтабаевна Уксикбаева, представитель инициативной группы родителей
Алекс Геркулес, предприниматель, владелец развивающего центра
Айгуль Шакибаева, независимый юрист, работает в ОО «Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями им. К.Иманалиева» в г. Алматы, действующий член Национального превентивного механизма по предупреждению пыток, мониторингу закрытых учреждений, в том числе детских учреждений в РК
Алуа Рудар, учредитель детского центра в г. Алматы, член Ассоциации деловых женщин Казахстана.
В своих выступлениях они заявили: «Мы, инициативная группа, призываем власти Казахстана обратить внимание на катастрофическую ситуацию, складывающуюся в области образования в связи с закрытием всех образовательных учреждений города. Как всем известно, в городе Алматы открылись все частные и государственные предприятия, кроме образовательных организаций. Малый и средний образовательный бизнес терпит колоссальные убытки, которые могут привести к банкротству очень большого количества учреждений: детских образовательных центров, детских садов, языков центров, музыкальных и спортивных школ, детских лагерей.
С какими еще проблемами столкнулся малый и средний частный образовательный бизнес:
- Большая часть предприятий образования арендуют коммерческие помещения под свой бизнес. Чрезвычайное положение в Казахстане закончилось 11 мая 2020 года. В связи с этим арендодатели требуют с владельцев образовательных учреждений арендную плату. В случае невозможности оплаты, арендаторы должны освободить свои коммерческие помещения. При этом запрет на ведение деятельности сохраняется по сегодняшний день.
- Министерство труда и социальной защиты обязали работодателей выплачивать минимальную заработную плату своим сотрудникам из-за простоя деятельности согласно статье 112 Трудового кодекса РК. В связи с тем, что частный образовательный бизнес был вынужден оплачивать минимальную зарплату во время режима ЧП (так как не все граждане Республики Казахстан получили социальное пособие в размере 42500 тенге), а также в связи с тем, что бизнес не получает доход, мы не можем выплачивать более зарплату сотрудникам, когда наша деятельность приостановлена.
- Статус педагогов и репутация учителей снижается в связи с тем, что многие из них вынуждены идти работать на низкооплачиваемые профессии, заниматься случайными заработками (уборщицами, посудо-мойщицами, продавцами). Каким образом у учителей и педагогов будет высокий статус среди родителей и учеников, если они лишены возможности работать по своей профессии?
- Безопасность жизни детей города Алматы стоит под угрозой. В 2019 году в Казахстане больше 100 детей выпали из окон своих квартир. Что будет, если все дети города Алматы от 0 до 17 лет будут оставаться дома или гулять на улице без присмотра родителей? Однозначно вырастит детская преступность, увеличатся травмы, ДТП с участием детей, детская проституция.
- Дети с задержками психо-речевого развития нуждаются в постоянной социализации, занятиях с логопедами и психологами, физиотерапевтических процедурах, которые проводят логопеды. Остановка этого процесса может резко снизить их умственные и психические навыки. У них начнется регресс в развитии, который с таким трудом добиваются педагоги и родители этих детей. (далее, 2 стр).
Инициативная группа задается вопросом:
- Сколько детей мы потеряем и сколько детей получат травмы в 2020 году из-за закрытия дошкольных организаций, центров дополнительного образования и досуга?
- Сколько предприятий образования обанкротятся в результате мер по их закрытию, принимаемых властями города?
- Сколько педагогов потеряет образовательная деятельность Казахстана? В Казахстане не много ВУЗов, которые готовят педагогических специалистов, зарплаты у них в среднем 100 тысяч тенге, поэтому работают учителям и воспитателями люди «с призванием», которые болеют душой за детей. Уйдя с профессии, образовательной сфере нашей страны будет трудно найти грамотных специалистов.