Группа профильных ассоциаций пищевой промышленности и малого бизнеса страны выступили против принятия инициативы по внедрению обязательной цифровой маркировки продовольственных товаров. Высокая стоимость внедрения ставит под сомнение целесообразность его реализации.
«Ежегодные расходы только на контрольно-идентификационные знаки на молочную продукцию могут составить более трех миллиардов тенге при цене за штуку кода – 3 тенге. Казахстан не производит оборудование по нанесению маркировки. Это значит, что мы будем вынуждены спонсировать своими деньгами чью-то экономику», — рассказал Динмухамед Айсаутов, представитель Молочного союза РК по южному региону.
По данным исполнительного директора Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Мамытбаевой Алии ориентировочная стоимость комплекта оборудования и программного обеспечения составит:
- Для крупного производителя с 5 и более производственными линиями — от 128,4 млн. тг. до 428,4 млн. тенге;
- Для среднего производителя с 2 — 3 производственными линиями — от 51,6 млн. тг до 171,6 млн. тг;
- Для малого производителя — штучное производство, объемом до 10-20 тыс. единиц продукции в год (при отсутствии производственных линий)- от 1,6 млн. тг;
- Для дистрибьютора — от 3,72 млн. тенге.
Участники встречи, ориентируясь на Российские данные, посчитали, что стоимость контрольно-идентификационных знаков, наносимых ежегодно на 7 категорий товаров, составит 19 млрд. тенге и будет превышать весь собираемый в стране налог на землю (в 2018 году составил 17 млрд. тенге).
Другими последствиями в долгосрочной перспективе эксперты называли снижение инвестиционной привлекательности республики из-за нового нетарифного барьера для движения товаров, существенное повышение потребительских цен на товары, а также срыв государственных программ развития производства в стране. Стоит отметить, что внедрение цифровой маркировки товаров на все товары не производится ни в одной стране мира.
«Только существующие торговые точки должны будут докупить сканеры, считывающие цифровой код с упаковки, на общую сумму 5 млрд. тенге. Вместо того чтобы вкладываться в отечественное производство, мы планируем заставить всех поддерживать китайских производителей каких-то гаджетов…», — отметил Абишев Нурсадык Калиевич, президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана, пояснив, что больше всего рисков возникнет у малого бизнеса страны из-за снижения его конкурентоспособности.
No Comments