8 апреля 2021 года, Алматы — Ассоциация Торговых Предприятий Казахстана (АТПК) объявила результаты проекта “Adal nietpen”. Основная миссия проекта — повышение ответственности продавцов розничных магазинов в целях предупреждения реализации несовершеннолетним табачной и никотиносодержащей продукции (НСП).
Проект ориентирован на представителей магазинов формата “у дома”, включая собственников, продавцов, кассиров — всех, кто потенциально может стать мостом между НСП и лицами младше 21 года.
«За 9 месяцев, мы многое сделали: опубликовали Публичная декларацию добросовестных участников рынка и пригласили все заинтересованные стороны присоединиться к ней» — говорит Жибек Ажибаева, председатель правления АТПК – «Запустили Instagram платформу (100 тысяч подписчиков), через которую делимся важными новостями для представителей розницы. Венцом проекта можно назвать конкурс Adal Uzdigi, в рамках которого были выявлены самые ответственные магазины в каждом регионе нашей страны. В конкурсе приняли участие 44 торговые точки. В итоге по стране были отобраны 15 победителей».
Также в рамках проекта Ассоциация совместно с агентством Alvin Market провели исследование по изучению мнения продавцов по вопросам доступа несовершеннолетнего (до 21 года) населения к никотиносодержащим продуктам.
Основные вывода исследования:
• Сигареты и алкогольные напитки продолжают возглавлять рейтинг наиболее вредных продуктов. При этом несколько снизилась оценка вредности устройств для нагревания табака.
• Все продавцы знают о существующем запрете на продажу табачных изделий лицам младше 21 года. 9 из 10 продавцов декларируют полное соблюдение правил продажи табачных изделий при обращении данной категории покупателей.
• В то же время лишь 36% продавцов считает существующий запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним эффективной мерой по борьбе с курением, что незначительно отличается от уровня прошлого года.
• Основную ответственность за борьбу с курением и никотиновой зависимостью среди несовершеннолетней молодежи продавцы продолжают возлагать на родителей несовершеннолетних, как и по результатам первой волны.
• Большинство продавцов слышало о случаях продажи сигарет несовершеннолетним в магазинах города и считает, что, получив отказ в одном магазине, несовершеннолетний покупатель сможет купить сигареты в другой торговой точке. Большинство продавцов редко слышит о случаях, когда продавец был бы привлечен к ответственности за несоблюдение данного запрета. Данные показатели незначительно изменились по сравнению 2020 г.
«Как представитель розничной торговли, я очень рад, что с каждым годом появляется все больше возможностей для того, чтобы улучшить нашу сферу деятельности. Мне приятно, что усилия розницы по соблюдению всех законодательных мер отмечаются такими конкурсами, как Adal Uzdigi. Наша сеть магазинов заняла первое место по г Алматы и хотелось бы чтобы подобных поощрений было как можно больше. Вместе с тем хотелось бы сказать, что розница в этом году проходит проверку на прочность, так как появилось много новых требований и нововведений: СНТ, маркировка, запрет на выкладку табачных изделий. И все это требует значительных затрат. Мы надеемся, что законодательные органы смогут пересмотреть свои решения, в силу того, что в условиях карантина бизнесу и так очень тяжело» — отметил Аскар Есенгазиев, генеральный директор ТОО Fast Meals and Goods.
Проект “Adal nietpen” реализуется при финансовой поддержке ТОО «Филип Моррис Казахстан»