13 апреля в г. Нур-Султан прошла пресс-конференция ОЮЛ «Саморегулируемой организации заготовителей и переработчиков лома цветных и чёрных металлов Казахстана» и участников рынка. Представители Ассоциации рассказали, что выступили с обращением к Премьер-Министру РК Смаилову А. А. о повторном рассмотрении вопроса о введении временного запрета на вывоз металлов. Также обсудили ситуацию, связанную с незаконным регулированием МИИР отгрузок лома черных металлов при его экспорте из Республики Казахстан.
На заседании Межведомственной Комиссии (МВК) 28 марта 2022 года был рассмотрен вопрос о введении временного запрета сроком на 6 месяцев на:
1) вывоз всеми видами транспорта лома и отходов цветных металлов, а также отработавших свинцовых аккумуляторов, отходов и лома аккумуляторов;
2) вывоз автомобильным и морским видом транспорта лома и отходов черных металлов, а также труб, рельсов, элементов железнодорожного полотна и подвижного состава, бывших в употреблении, за исключением бывших в употреблении элементов подвижного состава, вывозимых с территории Республики Казахстан для ремонта и ввозимых обратно.
«Данный вопрос был рассмотрен без учёта мнения отраслевых Ассоциаций, не были приняты во внимание вопросы и аргументы, которые были представлены Ассоциацией через НПП «Атамекен» и МИИР РК. Под ограничительные меры попадает лом и отходы нержавеющей стали. В РК нет ни одного предприятия по переработке данного вида лома и отходов. При экспорте нержавеющей стали в третьи страны уплачивается пошлина в размере 5%, например, с одной машины 20 тонн, в бюджет поступает в среднем 1 450 000 тенге» — отметил Председатель Правления Ассоциации (СРО) Лик Владимир Валентинович.
По словам участников рынка, материалы, представленные министерством (МИИР) по обоснованию введения запрета, вызывают большие сомнения, а цифры, представленные в данном отчете, не отражают реальной действительности. Также не решены вопросы и не рассмотрены предложения, механизмы, предложенные Ассоциацией по эффективной работе металлургического кластера в РК, которые позволили бы решить серьёзные противоречия внутри отрасли в целом, развивать малый и средний бизнес вокруг крупных металлургических заводов в Казахстане.
Ассоциация также подняла ряд вопросов, которые сегодня остро стоят у представителей рынка:
1) Своевременное погашение задолженности перед поставщиками за поставляемое сырьё лома и отходов чёрных и цветных металлов на металлургические заводы РК.
2) Заключение с металлургическими заводами РК долгосрочных контрактов по объёмам закупа сырья с изменениями пунктов условия в сторону улучшения приёмки, сроков оплаты для предприятий поставщиков лома и отходов чёрных и цветных металлов (за основу которого неоднократно предлагали взять разработанный ассоциацией проект контракта с АО «АрселорМиттал Темиртау» и рассмотренный на совещании с участием МИИР РК 07 февраля 2022 года. Предложения по Договору с ТОО «ПромИнвестАлматы» по поставкам на ТОО «KSP Steel», который также рассматривался на совещании с участием МИИР РК 15 февраля 2022г.). Предложенные изменения в Контракты и Договоры между поставщиками лома чёрных и цветных металлов с металлургическими заводами РК позволили бы работать на взаимовыгодных и доверительных условиях.
3) Присутствие представителя поставщика при разгрузке вагонов или автотранспортных средств по исключению спорных случаев по качеству поставки лома и отходов чёрных и цветных металлов, для исключения фактов подлогов, что позволяет металлургическим заводам РК применять в одностороннем порядке штрафные санкции, снижать цену или производить возврат вагонов.
4) Не решен вопрос совместно с отраслевыми Ассоциациями и металлургическими заводами РК, по разработке формулы цены поставок лома чёрных металлов для металлургических предприятий РК.
5) Снижение сроков оформления приёмо-сдаточных документов после разгрузки и приёмки лома и отходов чёрных и цветных металлов.
6) Снижение тарифа ТОО «НК «КТЖ» на 50% при перевозке лома и отходов чёрных и цветных металлов на металлургические заводы РК.
а) не решается вопрос по обеспечению подвижным составом (полувагонами) в достаточном количестве для перевозки лома чёрных металлов на металлургические заводы;
б) постоянно увеличивается оплата за использование вагонов.
в) необоснованная оплата простоев и штрафов грузоотправителями при увеличении сверх нормативных сроков разгрузки вагонов грузополучателем.
Как отмечают участники конференции, решение данных вопросов позволит снять противостояние внутри отрасли и растущее недоверие к Правительству со стороны бизнес сообщества. Однако со стороны министерства (МИИР) Ассоциация получает постоянные отписки, подготовленные как под копирку, не решая поставленных вопросов.
По всем вопросам Вы можете обращаться:
Председатель Правления ОЮЛ «Саморегулируемой организации заготовителей и переработчиков лома цветных и чёрных металлов Казахстана» — Лик Владимир Валентинович, 8 701 318 97 36, roavm01@mail.ru