Заявление представителей академического и экспертного сообщества, журналистов и деятелей культуры Казахстана

Заявление представителей академического и экспертного сообщества, журналистов и деятелей культуры Казахстана

Уважаемые казахстанцы!
События Кровавого Января стали закономерным результатом режима личной власти,
установившейся в Казахстане после принятия Конституции 1995 года. Именно тогда
политическая система Казахстана была преднамеренно разбалансирована и на пути к
злоупотреблению властью не осталось никаких серьезных преград.
Парламент и судебная система – две ветви власти, которые должны балансировать
исполнительную власть, – были подмяты президентской вертикалью. Так в Казахстане
сформировалась закрытая политическая система, которая опиралась на несменяемую
власть, а граждане лишились возможности участвовать в управлении государством.
Такие негативные изменения в политическом устройстве не могли не отразиться на
экономике страны. В результате установившейся личной власти Н. Назарбаева большая
часть ресурсов страны работали только на президента и лояльное к нему окружение.
Коррупция стала синонимом государства и начала разлагать все общество. Доступ
большинства граждан страны к равным экономическим возможностям раз за разом
сокращался, что послужило причиной колоссального социально-экономического
расслоения общества.
В итоге все это привело страну к беспрецедентным протестным акциям, которые
вылились в прямые и спровоцированные столкновения с полицией и другими военными
подразделениями. Президентом К. Токаевым был отдан приказ стрелять на поражение.
Погибли сотни людей, в том числе не имеющие никакого отношения к протестам. Тысячи
были задержаны и сотни были подвергнуты пыткам. Нам еще предстоит узнать всю
правду о Кровавом Январе.
Однако вызывает беспокойство тот факт, что после Кровавого Января политическая
система в Казахстане не изменилась. Она по-прежнему закрыта и направлена на
формирование личной власти президента К. Токаева. Если ее не реформировать,
благополучие граждан снова будет отдано в жертву личным интересам тех, кто стоит во
главе этой системы. Тех, кто для защиты своего привилегированного положения под
предлогом сохранения «стабильности» ограничивал права и свободы граждан.
Государство должно служить интересам всех граждан. И только сбалансированная
политическая система, где власть формируется через честные выборы, может законно
обеспечить свою легитимность, создав основу для поступательного развития всего
общества. Регулярные и честные выборы, в том числе акимов, развитое самоуправление,
подотчетная полиция, справедливый суд с присяжными, — это залог стабильности, а не
угроза. Все разговоры о том, что это приведет к утрате суверенитета, сепаратизму и
местничеству, являются безосновательной манипуляцией.
Мы, представители академического и экспертного сообщества, журналисты и деятели
культуры Казахстана, в преддверии анонсированных политических реформ Президентом
К. Токаевым, считаем своим долгом обратить внимание каждого гражданина нашей
страны на следующие факты и предложения:

  1. Политическая система личной власти президента, ставшая причиной январских
    событий, не изменилась. Поэтому для выхода из кризиса и отказа от токсичного
    политического наследия Н. Назарбаева нашей стране необходима широкая
    конституционная реформа, результатом которой должно стать значительное
    усиление парламента как самостоятельной представительной ветви власти. При этом
    правительство должно полностью формироваться и быть подотчетно только
    парламенту. Президент К. Токаев должен согласиться на значительное сокращение
    своих президентских полномочий. Это его исторический шанс и историческая
    ответственность как государственного деятеля.
  2. Двухпалатный парламент с назначаемыми президентом депутатами (от Ассамблеи
    народа Казахстана — АНК) в Мажилис и Сенат не способен стать подлинно
    независимым. Сенат чужд для унитарного государства и был создан, чтобы
    конституционно зафиксировать президентскую квоту назначаемых депутатов.
    Поэтому Сенат необходимо упразднить. При этом важно расширить состав Мажилиса
    до 265 депутатов (данное количество является оптимальным на основе
    общепринятой формулы, используемой в науке для определения необходимого
    количества депутатов на основе общей численности населения). Чем больше у
    граждан будет представителей в парламенте, тем выше шанс выстроить устойчивые
    каналы связи и взаимодействие между парламентом и обществом. Малое количество
    депутатов создает благоприятные возможности для контроля парламента со стороны
    президента. Представительство этнических меньшинств должно быть обеспечено в
    политической и общественной жизни в соответствии с Лундскими рекомендациями
    об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической
    жизни, а также другими рекомендациями ОБСЕ. АНК, которая де-факто служит для
    назначения девяти депутатов президентом, также должна быть упразднена.
  3. Для эффективной работы парламента нужно сохранить пропорциональную систему,
    но разделить единый национальный округ на 17 округов по границам
    административных единиц. Такой подход позволит каждой области и городам
    республиканского значения делегировать в Парламент справедливое количество
    депутатов, которые будут выбраны гражданами в своих округах, что позволит связать
    местную политическую повестку с общенациональной. Другим преимуществом этой
    системы является возможность самовыдвижения через список независимых
    кандидатов. Переход на смешанную систему (пропорционально-мажоритарную) с
    сохранением единого округа и малого количества депутатов не является
    целесообразным, и создаст преимущества для партии власти — Аманат (Нур Отан).
    Более того, смешанная система в переходных странах препятствует формированию
    сильных партий и открывает возможности для президента договариваться с
    мажоритарными депутатами по отдельности, тем самым сохраняя контроль над
    парламентом. Смешанная избирательная система недавно была опробована в
    Кыргызстане. Она позволила президенту снизить влияние оппозиционных партий и
    обеспечить жесткий контроль над парламентом. Такая же система действует сейчас в
    Грузии и является преградой для мирной сменяемости власти.
  4. Действующая избирательная система, закон о выборах, а также Центральная
    избирательная комиссия (ЦИК) созданы для тотального контроля за выборами.
    Поэтому, прежде чем проводить новые выборы, необходимо полностью
    реформировать избирательную систему и порядок формирования ЦИК и
    нижестоящих комиссий. ЦИК должен быть полностью независимым и
    профессиональным органом, состав которого формируется исключительно
    парламентом из числа независимых и непартийных юристов (адвокатов,
    правозащитников), преподавателей университетов. Члены нижестоящих
    избирательных комиссий также должны включать в свой состав независимых юристов
    и быть непартийными.
  5. Сложная процедура регистрации политических партий является основной преградой
    для формирования развитых партий. Без независимых от режима политических
    партий не будет ни широкой политической дискуссии, ни организованного и
    конкурентного оспаривания власти мирными методами. Поэтому нужен новый закон
    о политических партиях, где для регистрации партий требуется не более 3000
    подписей (не членства) и который должен легализовать деятельность региональных
    партий. Указанное выше количество требуемых подписей, простые и четкие правила
    регистрации, а также возможность функционировать как на национальном, так и
    региональном уровне – важные условия для запуска открытого политического
    процесса в Казахстане. Чем больше развитых политических партий – тем выше шанс
    на политическую альтернативу и демократию.
  6. Пока действует централизованная модель управления, в основе которой стоят
    назначаемые президентом акимы, пропасть между государством и обществом не
    будет преодолена. В этой связи, одной из первоочередных реформ должна быть
    выборность акимов городов республиканского значения (Алматы, Астана, Шымкент).
    При этом важно усилить роль и полномочия городских маслихатов по контролю за
    деятельностью избираемых акимов. В будущем, после создания современных
    единиц местного самоуправления – муниципалитетов (территориальные общины
    включающие в себя города, поселки и сельские округа), условие о прямых выборах
    должно распространяться и на них. Без политической и фискальной децентрализации
    власти, а также административно-территориальной реформы, невозможно будет
    создать эффективное местное самоуправление в интересах граждан.
  7. Президент не может быть гарантом прав и свобод человека и гражданина, а также
    незыблемости Конституции. Этим гарантом должен стать Конституционный суд,
    который одним из первых упразднил Назарбаев. Поэтому, в ходе конституционной
    реформы обязательно нужно восстановить Конституционный суд. Также необходимо
    полное обособление Высшего судебного совета, который должен быть полностью
    автономным органом по формированию судебной власти. Следом нужно
    реформировать прокуратуру. Прокуратура из карательного инструмента в руках
    Президента должна стать автономным органом уголовного преследования, которая
    бы взяла на себя все процессуальное руководство следствием и поддержание
    уголовного преследования в суде. Прокуратура должна уйти из экономики. Общий
    надзор или любые подобные советские полномочия прокуратуры должны быть
    ликвидированы. На месте этих архаичных полномочий должна получить развитие
    административная юстиция, государственная бесплатная правовая помощь, институт
    омбудсмена и специализированные контрольно-надзорные органы, в том числе
    Счетная Палата. В целом, должен получить развитие институт парламентского
    расследования и контроля, особенно в сфере безопасности. Нам нужен современный
    уголовный процесс, классический суд присяжных, а также мировой суд на местном
    уровне.
  8. Применив огнестрельное оружие и подвергнув задержанных граждан
    систематическим пыткам, система МВД полностью дискредитировала себя. Поэтому
    первоочередной задачей является люстрация сотрудников МВД и создание новой
    службы Национальной полиции. Гражданский министр МВД должен назначаться
    парламентом и быть лишен полномочий по оперативному управлению полицией.
    Разговоры о том, что любая радикальная реформа МВД подорвет государственность
    и «лояльность» полиции, – не более чем манипуляция. Нам нужна полиция, которая
    обеспечивает безопасность граждан вне зависимости от их социального статуса,
    вероисповедания, политических убеждений или этнического происхождения. Нам
    нужна полиция, которая стоит на страже прав и свобод граждан. Полиция, которую не
    боятся, а уважают.
    Предложенный перечень рекомендаций включает в себя только те реформы, которые
    необходимо реализовать в первую очередь. При этом, чтобы изменения соответствовали
    международным стандартам прав человека и принципам демократии, к реформам
    необходимо привлекать экспертов ОБСЕ/БДИПЧ и Венецианской комиссии Совета
    Европы.
    Нижеподписавшиеся:
  9. Димаш Альжанов, политолог
  10. Шалкар Нурсеитов, политолог
  11. Серик Бейсембаев, социолог
  12. Малика Токмади, политологиня
  13. Алия Тлегенова, политологиня
  14. Карлыгаш Кабатова, исследовательница
  15. Виктория Нем, исследовательница
  16. Арман Амир, политолог
  17. Нурсеит Ниязбеков, политолог
  18. Айгерім Құсайынқызы, исследовательница
  19. Аида Алимбетова, востоковедка
  20. Жанар Секербаева, правозащитница
  21. Гұлзада Сержан, правозащитница
  22. Дильда Рамазан, арт-критик
  23. Айзада Арыстанбек, экспертка гендерных наук
  24. Болатбек Мухтаров, журналист
  25. Арман Саин, экономист, философ
  26. Медина Базаргали, исследовательница
  27. Данияр Молдабеков, журналист
  28. Тимур Нусимбеков, журналист
  29. Динара Егеубаева, журналист
  30. Роман Захаров, художник
  31. Жар Зардыхан, политолог
  32. Лейла Зулейха Махмудова, гендерная экспертка
  33. Андрей Гришин, журналист
  34. Галым Агелеуов, правозащитник, историк
  35. Фатима Джандосова, социолог
  36. Индира Какимова, журналист
  37. Арсен Аубакиров, правозащитник
  38. Кудабаев Арсен, правозащитник
  39. Алтынай Танашева, юрист
  40. Сергей Маринин, политолог
  41. Анар Бекбасова, журналист
  42. Камила Смагулова, политологиня
  43. Анастасия Решетняк, исследовательница
  44. Бахытжан Торегожина, правозащитник
  45. Анна Климченко, исследовательница
  46. Алия Жолболдина, юрист
  47. Ирина Петрушова, журналист и редактор
  48. Ольга Шиян, независимый исследователь
  49. Аян Шарипбаев, журналист
  50. Асылбек Бисенбаев, политолог
  51. Салтанат Оразбекова, социолог
  52. Махаббат Боранбай, исследовательница
  53. Меруерт Махмутова, экономист
  54. Дамеш Сатова, исследовательница